BLACK SABBATH.SABOTAGE []

 

Black Sabbath. Sabotage (full album)

 

Шестой альбом британской рок-группы «Black Sabbath» («Чёрный шабаш») под названием «Sabotage» («Саботаж») 1975 года, чей полувековой юбилей отмечается нынче, сегодня считается (да и всегда считался) самым лучшим винилом этой замечательной команды. Лично я называю его потрясающей золотой вершиной группы, так и не взявшей платину.

 

«Sabotage» – это один из эталонов хард-рока, а для множества фанатов группы – просто культовый. До него таким же культовым был «Paranoid» («Параноик»), но «Саботаж» побил это раннее чудо-творение по всем параметрам. Во-первых, новая музыка BS стала более цельной в общем плане, и показалось, что время экспериментов закончилось, а группа решила играть рок прямой, как мачта. Впрочем, это же можно сказать относительно первых дисков практически всех групп…

 

Во-вторых, Оззи Озборн наконец научился петь, думая собственной головой, а не идя на поводу у продюсера. Таким образом, невзирая на упрощение музыкальной структуры, альбом «Саботаж» стал гораздо более стереофоническим в ментальном плане, что придало ему значительно больший вес, чем он был у предыдущих пяти альбомов. Не буду упоминать про тексты, так как они представляют собой всю прежнюю абракадабру, понятную только носителям английского языка. Для нас же смысл их во многом недоступен, причём, во многом из-за того, что Оззи поёт о вещах, которые в Англии имеют совсем другое значение, нежели, скажем, в России или Саксаулии.

 

«Sabotage» записывался в очень трудное для группы время – примерно в такое же трудное, что и ледзеппелиновский «Presence» («Присутствие») годом позже. Только LZ не смогли сделать непререкаемый шедевр, а вот BS смогли. «Саботаж» считается чуть ли не лучшим альбомом группы, и его есть за что хвалить.

 

Проблемы, которые, сопровождали BS, имели финансовые корни. Предыдущий менеджер Патрик Михан зарабатывал на своих подопечных миллионы, транжиря деньги только на свои прихоти, и тут повторилась картина, которая сопровождала такие группы, как «Creedence Clearwater Revival» («Криденс, свежая вода и возрождение») и «Grand Funk Railroad» («Узкоколейка»). Хапуга менеджер грабил группу, и когда это стало явным, от него следовало избавиться, что принесло с собой огромные финансовые расходы на судебные битвы.

 

Судебные разбирательства проводились чуть ли не каждый день, и всё это действо происходило как раз во время записи «Саботажа». Естественно, музыканты ходили злые, как черти, и от этого, наверное, у них появилось адское вдохновение, которого не было уже долго. Предыдущие два альбома в музыкальном плане их не устраивали, хотя они продавались миллионными тиражами, но даже сегодня все участники группы не считают их рок-альбомами. Оззи Осборн постоянно сетовал на то, что группа слишком сильно ударилась в эксперименты, и в начале 1975 года нашёлся повод это прекратить, и записать по-настоящему хардовый альбом.

 

Интересный момент: как раз в этот период Тони Айомми, ставший полноправным лидером группы, при поддержке Гизера Батлера чуть было не уволил Оззи и Билла Уорда – первый сильно злоупотреблял выпивкой, второй – более сильными веществами. Но как-то обошлось, видимо, перед угрозой полного финансового разорения Оззи и Уорд сумели взять себя в руки хотя бы во время записи. И сплотившейся перед внешними угрозами группе удалось записать самый настоящий шедевр!

 

Правда, этот шедевр довольно вяло оценили фанаты, и он стал первым шедевром BS, который за год не стал платиновым в США, едва дотянув до 700 тысяч проданных копий. Также его продажи в сравнении с «Sabbath Bloody Sabbath» («Шабаш, кровавый шабаш») просели в Англии и многих других странах, улучшив позиции только в Германии. Однако и такие показатели для группы в период почти полного банкротства были рекордными – они позволили BS продержаться в неизменном составе ещё несколько лет и записать ещё два альбома с Оззи, прежде чем начался развал коллектива.

 

В записи альбома участвовал также концертный клавишник группы Джеральд Вудрофф, который на следующем альбоме «Technical Ecstasy» («Технический экстаз») разыграется вовсю. Кстати, в 80-х это именно он записал клавиши к трём первым сольным альбомам Роберта Планта из LZ. И ещё – на альбоме «Sabotage» струнной секцией руководил некий Уилл Мэлоун, который в 1980 году стал первым продюсером группы «Iron Maiden» («Железная дева»). Этот Мэлоун засветился также и на альбоме BS «Never Say Die!» («Никогда не говори «умереть»!) 1978 года.

 

Насчёт названия альбома – оно лишено какого-то понятного только музыкантам группы потустороннего значения. Просто он записывался в ужасных условиях, когда группу пытались заклевать все – и судебные приставы, и налоговые органы, и кредиторы, мешая работе не косвенно, а прямо, часто врываясь со своими повестками и требованиями в студию во время работы. Мало того, в один прекрасный момент звукотехник группы случайно запорол сложную вещь «The Thrill Of It All» («Острые ощущения от всего»), на которую до этого пришлось затратить почти 30 дублей. Разозлённые музыканты обозвали его саботажником (что, кстати, специально отмечено на конверте группы). В общем, кругом были одни козни и саботаж, и именно потому альбом и получил такое название.

 

В заключение скажу, что по моим ощущениям почти все песни здесь хитовые, или, чтобы было понятно, высший класс! Лично для меня составляют исключение «Supertzar» («Сверхцарь») – ну не цепляет меня эта вещь, и первая, нудная часть эпопеи «Megalomania» («Мегаломания»), сделанная, можно сказать, на любителя. Или взять акустическую вставку в «Don’t Start (Too Late)» («Не начинай (слишком поздно)») – она вообще за композицию не катит, и её можно расценивать только как вступление к хиту всех времён и народов – «Symptom Of The Universe» («Симптом Вселенной») – если что, он в альбоме идёт шестым…

 

♫ Слушай, друг:

 

http://www.youtube.com/watch?v=TqYjFEVu1dI

 

ДЛЯ ПОДПИСЧИКОВ (в момент получения рассылки): Если захочешь написать свой комментарий на это произведение, кликни ещё раз выделенный над иллюстрацией заголовок!

 

 

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля:


+ 7 = 8

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>