К ПОЭЗИИ КАК СНУКЕР

 

Поэзия как снукер. Попытка поучения

 

Честно говоря, подобных «поучительских» статей в интернете множество, поэтому оговорюсь сразу: не воспринимайте этот материал как поучение гения-сноба. Тем более что сравнивать поэзию я буду с любимой игрой – снукером.

 

Снукер сейчас победно шагает по планете, и многие из вас наверняка слышали об этой прекрасной бильярдной лузной игре. Она здорово отличается от русского бильярда, который много десятилетий был предметом гордости многих советских граждан. Так же, как снукер отличается от русского бильярда, утверждаю я, хорошие стихи отличаются от плохих.

 

Я вам скажу не по науке,

а то, что сердцем сам постиг:

хороший стих – он тот же снукер,

хороший снукер – тот же стих!

 

Чтобы написать хороший стих, примите вот такие мои советы. Они для тех, кто занимается классическим стихосложением, а не тратит время на дурацкие и модные ясы и т.н. «альтернативную поэзию».

 

1. Не садитесь за стол, пока у вас не созреет ИДЕЯ стиха.

2. Не отступайте от идеи из-за удачной РИФМЫ, тем более что сегодня такое обилие рифмосайтов, что подобрать другую рифму, если своих мозгов не хватит, проблема чисто техническая.

3. Соблюдайте РАЗМЕР стиха.

4. Наполняйте стих не бессмыслицей, коей сегодня в сети процентов 80, а СМЫСЛОМ – тем, что позволит вам определить ваш личный опыт, который Сергеич остроумно назвал сыном ошибок трудных.

5. Пишите КРАТКО – сопли не нужны ни в жизни, ни в поэзии.

 

Итак, по порядку.

 

1. ОБ ИДЕЕ

 

Безыдейных стихов очень много. Люди пишут ни о чём, хотя и думают, что ведают миру что-то новое и исключительное. Особенно страдают этим недостатком произведения, написанные под рубриками «любовная лирика» и «религиозная лирика». Влюбилось юное создание – и ну строчить: я люблю его, он любит меня, кровь-любовь-морковь. Да ещё и любовь непременно с прописной буквы, вот так – Любовь, как будто от этого её становится больше. Нет, други мои, о любви писать очень трудно – потому что о ней написано уже всё. И чтобы сказать что-то истинно своё, недостаточно любить, даже крепко. Влюблённый и поэт – не одно и то же, хотя иногда эти две забавные величины и пересекаются.

 

Такое же дело обстоит и с религиозными стихами. Здесь вообще мрак – идея всего одна: я люблю бога, бог любит нас всех. Такие стихи вообще читать невозможно – во-первых, по причине крайней скудости и убогости мысли, и, во-вторых, из-за обилия совершенно ненужных прописных букв – Бог, Душа, Небеса, Любовь и т.п. Не верите – прочтите ещё раз, но теперь уже под предложенным мной углом зрения. Утверждаю: эти стихи ни о чём.

 

Сравним с бильярдом. Выходя к столу, игрок в русский бильярд имеет всего одну цель (идею) – тупо выиграть. Ну не получается здесь красивой игры – лупи во все лузы подряд и радуйся, когда из десяти ударов один достигнет цели. Другое дело – снукер, особенно профессиональный, который я смотрю уже не одно десятилетие. Так вот, читая интервью великих игроков, где они говорят о том, что выходя к столу, они прежде всего хотят показать красивую игру, я верю им. Без красивой мысли нет хорошего снукера – как без красивой мысли нет хорошего стиха.

 

2. О РИФМЕ

 

Начинающих поэтов, как и начинающих бильярдистов, видно сразу. Бильярдный новичок не умеет правильно держать кий, не знает основных стоек за столом, неверно рассчитывает силу удара, не знает технических приёмов – дуплета, абриколя, клапштоса, контртуша и т.д.

 

Новичок в поэзии прежде всего виден своими примитивными рифмами. Это и «классические» глагольные рифмы, над которыми так приятно не думать: пошёл-пришёл, указал-приказал, и набившие оскомину со времён Сергеича кровь-любовь-вновь, розы-морозы-берёзы и особенно грехи-стихи. Мой совет: старайтесь рифмовать так, чтобы в рифме присутствовали разные русские лексемы. Например, существительное любовь и глагол прекословь, глагол винить и существительное нить, наречие заочно и прилагательное прочный, числительное второй и существительное бой, глагол свалил и существительное множественного числа в родительном падеже белил. Извините, но в примере приведу моё:

 

В созданье слов нет вычурного фарса,

здесь ценен каждый умный оборот,

и если за поэзию ты взялся,

то пусть вокруг Вселенная умрёт.

Стихи тачай серьёзно-ювелирно,

чтоб мир блеснул, как в капельке, в стихах:

поэзия надменна и надмирна –

она не просто слово впопыхах!

 

Такой поиск рифм – дело трудное, но благодарное: во-первых, ваши мозги станут работать чуть-чуть лучше, во-вторых, такие рифмы будут заметны на фоне серых других, и, в-третьих, вы на одну ступеньку приблизитесь к тому, чтобы назвать себя поэтом, а не обычным сетевым рифмачом.

 

3. О РАЗМЕРЕ

 

В русском бильярде размером называется сила удара, в снукере она не называется никак. В русском бильярде, как я уже говорил, 99 % ударов – это тупое лупцевание в сторону лузы. В снукере сильных ударов от силы 1 %. И вот почему: здесь важна не только точность удара, а тем более сила, но и выход, то есть возможность следующего удара. Именно поэтому в стихе должен быть соблюдён строгий и определённый размер – строка за строкой:

 

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил,

И лучше выдумать не мог.

 

Это классический ямб – любимый стихотворный размер Сергеича и мой. Посчитайте количество слогов в каждой строке: 9-8-9-8. Вот почему строки «Онегина» читаются так легко и приятно. За три года работы на одном поэтическом сайте я множество раз обращал внимание начинающих поэтов на неправильный размер. Итог такого доброхотства: один из десяти прислушивался и худо-бедно исправлял положение, девять же остальных пытались уверить меня, что именно так и было задумано – якобы для того, чтобы что-то подчеркнуть. Нет, други мои, этим вы подчёркиваете только убогость вашей мысли.

 

4. О СМЫСЛЕ

 

Не только стихи, считаю я, но и каждая произнесённая человеком фраза, если он не пьян и не Петросян, должна быть осмысленной. Но прислушайтесь к себе: сколько ненужной лажи мы несём ежедневно, не задумываясь о смысле сказанного. А потом эту же бессмыслицу переносим на стихи. Причём, поэтам такие «прогоны» даются легче, чем, например, сантехникам, у которых ключ на 16 всегда ключ на 16, ведь любую бессмысленную ахинею можно прикрыть невнятными словами об образности.

 

Искусство, то в тигле кальяна – эскиз,

А в колбе – мазут и гвоздичное масло –

Так сердце щекочет слепой пейзажист,

Лелея корабль луны – ализариново-красный.

 

Вот типичный образчик «образной поэзии» группы сетевых графоманов, высоко называющих себя «Орденом Декадаврического Ренессанса» (ссылку не даю – найдёте сами, если захочется).

 

«Как же этот поучитель приклеит смысл к снукеру?», спросите вы, а я легко отвечу:

 

Удар снукериста по шару – это идея, требующая воплощения, а вот смысл ему придаёт многомерность поставленных целей: надо не только попасть по шару, но и

 

1. придать ему правильное ускорение;

2. дать ему нужный винт для правильности направления;

3. рассчитать выход для следующего удара или

4. отыграться так, чтобы противник не смог нанести продуктивный удар.

 

То же и в поэзии: имея в голове идею стиха, воспитав в себе уважение к рифме и размеру, натаскавшись технически (не надо бояться этого слова – т.н. муза здесь не при чём), – у вас начнут получаться осмысленные, а, значит, умные стихи.

 

5. О КРАТКОСТИ

 

Изучив немало «длинных» стихов, я наконец-то понял их похожесть друг на друга: новичок или не слишком умелый поэт, написав первый катрен, не может вместить в четыре строки какой-то определённый смысл и поневоле переходит в катрен второй, потом в третий, пока эти сопли наконец не закончатся. Присмотритесь: в подобных стихах очень мало точек в конце четверостиший.

 

(Я сейчас не говорю о сложных поэтических формах типа венка сонетов или поэмы – новичкам такие просто не под силу)

 

Не похвальбы ради, а объективности для: очень увлекшись краткой формой стиха, где-то за два года я выдал их на-гора аж 1000 штук, что впоследствии и вылилось в мою книгу «Простые истины, или 1000 катренов о жизни и не только»:

http://kulemzin-poetry.kz/?page_id=1326

 

Почему гарики (четверостишия) Игоря Губермана так хороши, а многие просто гениальны? Потому что очень хороший поэт в небольшие четыре строки умеет вместить целое понятие, а то и жизнь:

 

Боюсь, что он пылает даром,

наш дух борьбы и дерзновения,

коль скоро делается паром

при встрече с камнем преткновения.

 

«Как же этот поучитель приклеит краткость к снукеру?», спросите вы, а я легко отвечу: «Никак».

 

Просто пишите кратко.

 

И напоследок ещё НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ СОВЕТОВ:

 

Если стих не получился – не отчаивайтесь. Одно то, что вы сели за его писание, уже говорит о вашем желании приобщиться к нашему сумасшедшему цеху. Попробуйте ещё раз критично взглянуть на отдельные его элементы и что-то переделать. Буду надеяться, что мои советы в начале этого эссе вам смогут в этом помочь.

 

Не выкладывайте на сайт стих, написанный за несколько минут – он плохой, сырой и непонятный. Забудьте слова муза и вдохновение – труд поэта такой же труд, где нужны определённые навыки.

 

Больше читайте: не только грамотному, но и энциклопедически образованному человеку легче определиться и с темами стихов, и с их воплощением, и тогда в ваших стихах будут не только розы-морозы, но и сахарозы, циррозы и даже атеросклерозы. Шутка. Но не только.

 

Влюбившись в свои строки, не грубите критикам – со стороны всегда виднее. С другой стороны, не критикуйте чужие стихи, пока не научитесь писать свои.

 

Кому-то может показаться, что я очень уж жёстко даю свои советы. Отвечу и на это: я не терапевт, а хирург – сначала будет больно, потом заживёт, а потом и вы заживёте чуть-чуть умнее прежнего…

 

В мире много разной порчи,

и, наверное, не зря:

светлячки летают молча,

а поэты – говоря!

 

2013 год

 

Поэзия как снукер. Попытка поучения: 19 комментариев

  1. Статья дельная. Правда меня всегда смущало одно предложение:
    “…Если стих не получился – не отчаивайтесь. Одно то, что вы сели за его писание, уже говорит о вашем желании приобщиться к нашему сумасшедшему цеху….”
    Неуёмное желание писать ещё не сделало ни из одного графомана поэта. Зато Сида так опозорить можно, что просто атас.
    А убогие стишочки приобщиться к цеху великих не помогут.

    • Здесь ключевое слово – желание. Ты полагаешь,
      что за него расстреливать нужно? Человек хочет,
      и это его право. Я потому и написал эту статью в
      надежде, что она сможет помочь хотя бы НАЧАТЬ
      таким желающим…

      • Нет, конечно. Просто я хотела сказать, что благородное желание писать стихи не оправдывает отсутствия таланта у человека.
        И если при таком раскладе видеть, что у тебя стихи не получаются, и вовремя не бросить, то попадёшь в беду.

  2. И вот ещё одно. Кажется, немного удачнее:

    Творческие заветы ослика Иа-Иа
    (Из цикла: Иа-Иа. Избранное.)

    Поэт, не дорожи вотще
    Ты вдохновением. Не скрою:
    Слова – не овощи в борще,
    Не сварится стих сам собою.

    Немало сгубится труда,
    А также надобно уменье,
    И, к сожалению, туфта
    Все эти чудные мгновенья.

    Вот рифма сложная пока
    Всё нужного не даст мне звука,
    В размер четвёртая строка
    Не умещается, подлюка.

    Стишками тешиться народ
    Горазд. Но рифм возьму им где я?
    И уж меня избавьте от
    Анаколуфа и спондея.

    Я пожелтел весь и усох,
    Тружуся, не жалея страсти,
    Чтоб вновь пророс чертополох
    Сквозь все преграды и напасти.

    И я бы даже вам сказал,
    Что проще заниматься греблей,
    Чем продираться сквозь завал
    Версификационных дебрей.

  3. Позволю себе привести два своих старых и уже опубликованных стишка. К сожалению, несколько длинноваты. Но надеюсь, что смогу немного позабавить.

    Пиитические жалобы ослика Иа-Иа
    (перевод с ослиного)
    (Из цикла: Ослик Иа-Иа. Избранное.)

    Расползаются, как тараканы,
    Словно крысы бегут с корабля,
    Эти самые рифмы поганы,
    Метр мне вдребезги хрупкий губя.

    У них совести нету и чести.
    Нету совести с честью у них!
    Нет бы встать на положенном месте,
    Чтобы стройный составился стих.

    А когда вдохновение множит
    Ряд повторных созвучий живых,
    Что-то странное выйти вдруг может –
    Например, про кротов и кротих.

    Ну, скажите, кому это надо?
    Не какой-нибудь я Винни-Пух,
    Соловьём душа петь моя рада,
    Но выходит всё глуп стих и сух.

    В мире, Солнышком нежно согретом,
    Что вертеться и дальше готов,
    Не даёт мне Господь быть поэтом,
    Как бодливой корове рогов.

  4. О, уже таблицу умножения изучаю!
    Спасибо за статью! Я не волшебник, я только учусь!
    С ошибками в стихотворении согласна. Попробую исправить. Но и у Пушкина глагольные рифмы присутствуют! Кто сказал, что их не должно быть?

  5. Володя, доброго времени.
    А с прозой есть возможность повозиться. Сын кое что пописывает, хотелось бы получить отзыв – совет. Как со временем?

    Анатолий.

  6. Как узнать, где стих, где проза,
    Будут ли тебя читать?
    Не тяни напрасно воза,
    Научись пером летать.

    На первый раз, хорошо погулялось, спасибо.

    • Это узнать очень просто: если кровь-любовь, значит, это стихи. А если кровь-спиртяшка – значит, проза!

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля:


5 − = 2

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>