Deep Purple. Burn (full album)
Гори, «Burn», гори! Сегодня у меня и других поклонников великой рок-группы «Deep Purple» большой праздник – ровно полвека исполнилось их легендарному альбому «Burn» («Гори»)
К 1973 году Иэну Гиллану и Ричи Блэкмору стало слишком сложно сосуществовать в одной группе. Уход вокалиста дал возможность беспокойному гитаристу убедить товарищей по группе Иэна Пейса и Джона Лорда показать на дверь и гиллановскому приятелю – басисту Роджеру Гловеру. И началась охота за мощным вокалистом, способным заменить Гиллана.
Сначала пёрплы наняли вокалиста/басиста Гленна Хьюза. Затем, попробовав выступать в формате квартета, но отказавшись от этой идеи, они вытащили из безвестности и взяли в состав перспективного новичка – обладателя яркого блюзового вокала Дэвида Ковердейла.
Замена состава – всегда рискованный шаг. Но «Deep Purple» были одной из самых сильных рок-групп в мире, уже пережившей серьёзные кадровые встряски. Блэкмор и Лорд по-прежнему представляли собой невероятный творческий альянс, добавьте к этому превосходную игру Иэна Пейса на барабанах и дуэт полных энтузиазма вокалистов. В общем, «Burn» должен был прозвучать, и он прозвучал!
Любые опасения по поводу того, что «Deep Purple» не справятся без Гиллана и Гловера, сразу же отметаются заглавным треком. «Burn» – одна из лучших композиций за всю карьеру группы, которая летит сквозь десятилетия, искрясь энергией своего убийственного риффа.
Иэн Пейс сказал тогда: «Я всегда говорил, что играть быстро намного проще, чем медленно. Если ты играешь быстро и облажаешься, никто этого не услышит. Но если ты играешь медленно и что-то испортишь, это услышат все. Думаю, в качестве вступительного слова «Mark III» это довольно круто!»
«Might Just Take Your Life» (««Может, просто лишить тебя жизни»»)
Песня стартует с прекрасного в своей простоте органного риффа, затем вступает Ковердейл, демонстрируя весь свой вокальный диапазон и умение контролировать голосовую атаку.
«Sail Away» («Уплыть»)
Энергия, сплочённость и техника делают эту вещь особенной. По настроению она ближе к работам состава «Mark II» и отсылает к старому рок-н-роллу. Гленн Хьюз работает изо всех сил, выдавая яростный, проникновенный и полный убеждённости вокал. Блэкмор рубит соло, словно от этого зависит его жизнь.
«Lay Down Stay Down» («Ложись и оставайся внизу»)
Супер-жирный фанк-рифф явно создавался с оглядкой на хит «Superstation» («Суперстанция») Стиви Уандера. Этот трек с настойчивым битом – лучший пример того, что «Deep Purple» с новыми участниками были готовы устремиться к новым стилистическим пробам и поискам.
«You Fool No One» («Ты никого не обманешь»)
«Deep Purple» обратились к музыке 1960-х, чтобы создать слегка триповый куплет, напоминающий по звучанию дедушек рока – «Cream» («Сливки»). Хотя слышно, откуда взялась эта песня, группа стремится двигаться в другом направлении, наслаждаясь потрясающей игрой Иэна Пейса. Работа мастера!
«What’s Goin’ On Here» («Что здесь происходит»)
Поучительная история о том, что может случиться, если пить всю ночь: свет режет глаза, спишь на полу, нужен кто-то, кто утром медленно перевернёт… Разухабистый текст о последствиях посиделок в баре дополнен заводной атмосферой блюз-рока и отменными фортепианными партиями Лорда.
«Mistreated» («Плохое обращение»)
Одна из фирменных мелодий на альбоме – медленный блюз с акцентом не на инструментальную пиротехнику, а на вокал. Дэвид Ковердейл готов продемонстрировать шрамы, оставленные травматичным эмоциональным опытом в прошлом. Группа не перетягивает на себя одеяло, а Блэкмор выдаёт сдержанное соло. Недаром позже Пейс назвал песню «маленьким самородком»!
«’A’ 200»
Дэвид Ковердейл: «Это инструментал, к которому я не имел никакого отношения. Наверное, я был в пабе». Любопытный трек в слегка проговом духе под конец альбома: Джон Лорд накладывает несколько синтезаторов на марширующий ритм, Ричи Блэкмор вносит свой вклад в виде интенсивной импровизации. Пожалуй, это наименее захватывающий момент на всей пластинке. Но в качестве эксперимента – почему нет?
У поклонников состава «Mark II» возникает соблазн отмахнуться от материала, записанного без Гиллана и Гловера. Это уже что-то явное не то после диска «Machine Head» («Гитарный колок»). Но «Burn» по-прежнему остаётся убедительным примером рока 1970-х. Включение элементов соула и фанка в формулу хард-рока придаёт альбому индивидуальность в славном каноне «Deep Purple»
♫ Давай послушаем, друг:
http://www.youtube.com/watch?v=2EkEXz7h5ck