Norman Jewison

 

Прощай, Норман

 

Только что пришло сообщение, что на 98-м году жизни скончался канадский режиссёр киноверсии рок-оперы «Иисус Христос Суперзвезда» Норман Джуисон.

 

Представляя эту гениальную музыку из рок-оперы «Иисус Христос Суперзвезда» Эндрю Ллойд Уэббера,

 

диск []

 

невозможно не вспомнить столь же гениальный фильм далёкого уже теперь 1973 года. Тогда режиссёр Норман Фредерик Джуисон после выпуска альбома «Jesus Christ Superstar» мгновенно влюбился в эту музыку и захотел режиссировать этот фильм с таким же названием. И такая возможность появилась, потому что права на постановку были выкуплены, а композитору Уэбберу понравился режиссёрский сценарий Джуисона, к тому же он как раз посмотрел последний фильм музыкальный фильм Джуисона «Скрипач на крыше». Таким образом из нескольких претендентов именно Норман Фредерик получил возможность снимать, как режиссёр-постановщик.

 

Я видел этот фильм и на большом экране (кстати, ещё в советское время – в зале Дома кино нашего города, куда билеты не продавались, а доставались по великому блату), и потом в интернете, наверное, раз 50, и потому могу говорить то, что говорю сейчас.

 

По сюжету современные менестрели, приехавшие на большом автобусе,

 

автобус []

 

в места, где происходили интересующие их события, разыгрывают не просто несколько страниц из библии, а историю про Христа – человека, преданного и человеком, и своим папой, который мог спасти, но не спас. 70-е годы – времена хиппи, поэтому все персонажи одеты соответствующе – в шорты и свободные рубашки, а выделяется на их фоне только Христос, разумеется, в белом одеянии. И он в исполнении Тэда Нили невероятно хорош: светловолосый, с прекрасными глазами и чудным голосом, плывущий среди разноцветной толпы его последователей, как красивая белая птица.

 

Христос и солдаты []

 

Среди безжизненной каменистой пустыни небольшая группа преданных учеников и Христос идут в город. Как чёрные вороны в длинных плащах, окружают их фарисеи. В кадре, на общем плане (вид сверху) хорошо видно, что Иисусу в Иерусалиме будут не рады.

 

фарисеи []

 

Потрясающе, что в фильме, как и на двух виниловых дисках, музыка звучит непрерывно, здесь нет места никаким диалогам и разъяснениям. Это было решением режиссёра Джуисона, и это правильно и чудесно, потому что без постановочных реалистических деталей видеопространство становится чрезвычайно поэтическим: каменистая пустыня становится фоном для Человека, и появляется возможность заглянуть в его глаза и душу, рассмотреть, как в балете, пластику тела и рук.

 

В фильме года мы видим Иуду в исполнении… негра Карла Андерсона, сидящего в позе мыслителя, в красном одеянии.

 

иуда []

 

Его скрючившаяся фигура напоминает сгусток крови или даже сердце. Иуда-Карлсон – чёрный, непокорный, сомневающийся, страстный, энергичный, невероятно эмоциональный, он яростно спорит с Иисусом, прямо высказывает свое недовольство действиями учителя. И актёр прекрасно справился с вокальной партией и актёрскими задачами.

 

Фарисеи представлены в образе хищных фантастических тварей, циничных и жестоких. Царь Ирод традиционен – он любитель пожрать и предаться всяким, как когда-то говорил герой Вицина, нехорошим излишествам. Пилат – исполнитель приказов, но не дурак, впрочем, следуя библии, он демонстративно моет руки. А вот народ Иерусалима, как всегда, подл и коварен. Ну, не любит народ, чтобы кто-то высовывался из его толпы, пусть даже это тот, кого называют богом, а, значит, приговор будет особенно суров!

 

Потрясающа завершающая позиция режиссёра Джуисона: менестрели, отыграв спектакль среди камней Иерусалима, садятся в автобус. Актёр, исполнявший роль Иуды (очень хорошо исполнявший свою роль), всё никак не может отойти от действия только что отыгранного, и даже не хочет заходить в автобус. А где же….Тэд Нили в образе Христа? Его оставили в пустыне? Нет, ведь фильм – поэтический. Наверное, именно поэтому первое появление Иисуса в начале фильма показано со спины, а в следующем кадре он уже протягивает руки к солнцу! И солнце встаёт. И наступает новое утро…

 

А в завершение моего обзора – немного статистики. Норман семь раз номинировался на премию киноакадемии «Оскар»,из них три раза – за лучшую режиссуру, в 1985 году удостоился золотого приза на Московском международном кинофестивале за картину «Армейская история», а в 1988-м он получил «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале за режиссуру фильма «Во власти Луны»

 

В общем, посмотрите это невероятное кино ещё раз и оцените его, потому что такого больше не будет – гении рождаются слишком редко:

 

http://www.youtube.com/watch?v=VHJHf-0hVZA&list=PLsarZZElTGlCMo7uWzup7hDpPBQxPXv-t&index=1

 

Прощай, Норман…

 

 

 

Прощай, Норман: 4 комментария

  1. Фильм не видел, а запись на ленте была.
    У меня нет такого отношения к знаменитостям, как у тебя , наверное.
    Что-то нравится, что-то нет. И не важно – кто исполнитель или автор.
    Такой я вредный. Так и с этой рок-оперой: что-то зашло, а что-то нет.
    Размышлял – почему столько шума и возни вокруг всей этой тройной исусовщины?
    А просто: стал выгоден империи монотеизм, чтобы рабы не расползались по сектам, кои запросто курирует и финансирует противник – вот и загнали всех под исусика с папашей и непонятным душком.) Народу без идеологии никак. “Зачем стадам дары свободы?”
    А несогласных: кого порубили, повесили, кого сожгли, разорили и тп.
    Ничего нового, нынче тоже самое. Неважно, как называется идея – христуны -ли, шииты-суиты какие-нибудь с аврамизмом-онанизмом, лишь бы в стойло загнать
    и пусть лоб разбивают :будь-то о карла-марла, будь-то о маоцзедуна или ещё какого-нибудь великого и простого кормчего.
    Ну и искусство рядом пристраивается. Прикинул: если бы я в церкви про боженьку сочинял стишки на нынешнем уровне… Меня бы в жопу целовали и продвигали, наверное. Я пробовал, типа поэмы с рпц уклоном сбацать. Кто меня знал – офигели! Гггг!

    А Норман Фредерик Джуисон нормально так пожил, не каждый до 98 годов дотягивает. И если Там что-то есть, то пусть душа его или сгусток экзоплазмы, – как угодно, с миром покоится.

    • Правильно-ли употребил “экзоплазма”? Имел ввиду эзотерическое состояние того, то душой называют.

      • Предпочитаю это слово вообще не употреблять в таком контексте,но иногда говорю женщинам: “Скажи-ка, душа моя, как тебе зашёл мой последний коитус?” )))

    • Вообще-то из моего материала, по-моему, сразу видно, что там нет ни одного слова ни о религии, ни о церквях, ни о том, чего так не любим мы с тобой, и, главное, ни о какой иисусовщине – напротив, весьма скромная историйка о лжи и предательстве, чего и в наше время хватает, правда, рассказанная великими, если не гениальными, людьми. Очень сомневаюсь, что и Уэббер, и Райс, да и сам Джуисон были людьми верующими. Если бы это было так, мы бы получили ещё один банальный госпел – только большего размера, чем обычно. Хорошо, что я писал не в расчёте на чьё-то восприятие, а, как говорят, поэты, от души, а то бы непременно разочаровался именно в твоём восприятии… )))

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля:


− 3 = 5

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>