Спитак
Ровно 35 лет назад, 7 декабря 1988 года в 10 часов 41 минуту по московскому времени в Армении произошло катастрофическое землетрясение. Его назвали Спитакским, так как в результате землетрясения был полностью разрушен город Спитак и 58 прилегающих сёл, частично разрушены города Гюмри, Степанаван, Кировакан и ещё более 300 населённых пунктов. При этом погибли более 25 тысяч человек, 514 тысяч человек остались без крова. В общей сложности, землетрясение охватило около 40 % территории Армении.
В тот год я работал спецкором республиканской газеты «Саксаульская правда», и уже 8 декабря в составе сводной группы (строители, врачи, журналисты) вылетел в Ереван – в аэропорт Звартноц. Сегодня в моём архиве осталось более 500 снимков, сделанных моим товарищем Виктором Огурцовым. Но, кроме горя, довелось своими глазами увидеть и другое: массовое мародёрство тех, кто остался жив – люди часами ползали под обломками в надежде отыскать какие-то ценности и деньги. А ведь в ту пору на дворе ещё стоял социализм…
Планета проявила безразмерность
в своём безумстве дьявольских атак –
игла из ада вышла на поверхность,
но на её пути возник Спитак.
В мгновенье ока рушились колонны,
упали магазины и дома,
как будто самым яростным циклоном
была в Спитаке жизнь оборвана.
Слагались этажи как бутерброды,
но совести перегорала нить.
За этот ад ругаем мы природу.
А, может быть, себя нам обвинить?
Свидетельство очевидца: Николай Дмитриевич Тараканов, генерал-майор в отставке, который руководил восстановительными работами в Спитаке, до этого был руководителем операции по удалению высокорадиоактивных элементов из особо опасных зон Чернобыльской АЭС. Он вспоминал: «Спитак оказался куда пострашнее Чернобыля! В Чернобыле ты схватил свою дозу и будь здоров, ведь радиация – враг-невидимка. А тут – разорванные тела, стоны под руинами…»
«Первый секретарь Спитакского райкома КПСС Норайр Мурадян на развалинах средней школы № 2» (1988) В моём журналистском блокноте остались его слова: «Слóва «Спитак» больше нет…» ФОТО ВИКТОРА ОГУРЦОВА
Хоть катаклизмы будут, или войны,
людей вид не меняется никак.
Что называться так не все достойны,
покажет вновь очередной Спитак.
Да, ты прав, всё видел своими глазами. Город состоял, кок они говорили, “из двух этажей”: одноэтажным был жилой район, там все дома были построены из туфа – чёрного и розового, так вот они при землетрясении выстояли ВСЕ – для себя люди делали. А весь центр – магазины, поликлиники, школы и т.д. были разрушены ВСЕ ДО ЕДИНОГО. я тогда подходил к стене такого дома и видел, как из неё сыпется песок, видны обрывки газет – и ни одного металлического прута, всё разворовали ещё на этапе строительства! А поплатились в те дни…