TOMMY []

 

 

The Who. Tommy

 

23 мая 1969 года, то есть 55 лет и 55 дней назад британская рок-группа «The Who» («Те, кто») выпустила первую в истории рок-оперу «Томми»

 

Сюжетная линия альбома разворачивается в Англии, после Первой мировой войны. Капитан Уокер не возвращается после одного из сражений. Его считают погибшим, и жене Уокера Норе приходит похоронка. В день окончания войны у неё рождается сын Томми, который после внезапного возвращения отца и убийства им любовника матери становится слепоглухонемым…

 

Через 6 лет  режиссёр Кен Рассел снял одноимённый фильм, где главные роли исполнили такие звёзды, как Джек Николсон, Элтон Джон, Эрик Клэптон и Тина Тёрнер. В фильме также снялись и музыканты группы «The Who»: Роджер Долтри в роли Томми и Кейт Мун в роли его дяди Эрни.

 

Это был первый альбом в истории рок-музыки, на конверте которого красовалась надпись «Rock Opera». Удивительно, что первыми до разработки такого жанра додумались «The Who» – группа довольно взбаламошная, пьющая и хулиганская. Впрочем, заслуга тут скорее не всей группы, а гитариста и идейного вдохновителя Пита Таунсенда – в то время он увлёкся учением индийского мистика Мехера Бабы и, находясь под впечатлением от его философии, попытался воплотить её в музыке. Стремление, конечно, достойное, которое и вывело группу на новый уровень – тот, что через пару лет увенчался альбомом «Who’s Next» («Кто следующий») – лучшим альбомом группы.

 

К тому времени группа уже пережила всплеск гиперпопулярности, будучи одной из хедлайнеров Британского вторжения, акты вандализма на сцене во время концертов, то есть разбивание гитар и усилителей с колонками, не могли подогревать интерес публики вечно. Надо сказать, что «The Who» на сцене выглядели классно, от них исходила запредельная энергетика, а мельница Пита Таунсенда и упомянутые акты вандализма заводили публику беспредельно. На совместном концерте с группой «The Doors» дошло до того, что между фанатами обеих групп в зале завязалась потасовка.

 

Но рано или поздно группе надо было предъявить поклонникам что-то ещё. Рок во второй половине усложнился, разбился на множество направлений, появились поджанры, совершенно далёкие от рок-н-ролла. Многие коллеги по цеху полностью меняли свою музыкальную парадигму, а те, кто не менялся, неминуемо выпадал из орбиты. Вот в таких конъюнктурных условиях и приходилось создавать что-то новое.

 

Таунсенд уже давно задумывался о расширении формата композиций вне рамок привычного трёхминутного хита. Уже на второй пластинке группы «A Quick One» («Быстрый») в 1966 году альбом завершала девятиминутная сюита «A Quick One, While He’s Away» («Быстрый, пока в отъезде»), состоящая из нескольких музыкальных фрагментов, объединённых общей темой. Следующий альбом «The Who Sell Out» («Тот, кто распродаёт») 1967 года тоже имел двухчастную мини-оперу «Rael» («Рэйл»). Таким образом, работать с большими формами Питу было не привыкать, но на такую масштабную затею он решился впервые.

 

Начиналась рок-опера, как и положено, с увертюры – собрания основных тем произведения. Увертюра переходила в коротенькую композицию «It’s A Boy» («Это парень»), которая была написана ещё в 1967 году, но имела тогда другое, совершенно противоположное название «Glow Girl» («Светящаяся девушка»). Кстати, она впоследствии всё же вышла в делюксовом издании третьего альбома группы.

 

Далее шли композиции «Amazing Journey» («Удивительное путешествие») и «Sparks» («Искры»), которые тоже были спаренными – так исполнялись и на концертах, и не только в рамках шоу «Томми». В «Amazing Journey» видно, как в рамках рок-н-ролльной композиции Таунсенд уже делал подходы к классической оперной гармонии. Очень кстати пришёлся и развёрнутый формат композиций,  демонстрирующий выросшее гитарное мастерство самого Таунсенда, здесь он позволял себе длительные гитарные запилы в духе Джими Хендрикса и делал это очень неплохо.

 

Ну, а уже для знаменитой самостоятельной ритм-секции «The Who» тут вообще было раздолье: Кит Мун и сам по себе был не вполне обычный ударник, а Энтуистл басист-виртуоз, готовый подхватывать лирические отступления напарника с любой цифры. Лично мне всегда нравилось у группы в этот период, как ритм-секция сначала отправляется в самостоятельное плавание, а потом возвращается к общей гармонии с гитарой Пита. А ведь это и есть фирменный почерк «The Who», который трудно с чем-то спутать

 

Подавляющее большинство композиций было написано Таунсендом, однако над аранжировками работала вся группа. Как впоследствии говорил вокалист Роджер Долтри, Пит приносил наброски, а мы больше обсуждали аранжировки, чем записывали музыку. Две композиции, причём довольно заметные, написал басист Джон Энтуистл: «Fiddle About» («Безделье») и «Cousine Kevin» («Кузен Кевин»). Кроме того, Джон ещё сыграл на валторне!

 

Несмотря на формат рок-оперы, Пит стремился как раз не к непрерывному звучанию, а к наличию отдельных номеров. Таким образом, на альбоме появились несколько хитов, которые потом вышли синглами, исполнялись на концертах вне рамок шоу и были приняты публикой в качестве отдельных произведений. Композиция «Pinball Wizard» («Мастер пинбола») вышла синглом в день окончания работы над пластинкой, и некоторые критики тут же назвали её главным хитом альбома. Песня и в самом деле хороша: недаром, когда речь зашла о съёмках фильма, Пит Таунсенд для исполнения этой композиции и для съёмок в фильме пытался зазвать не кого-нибудь, а Стиви Уандера! Что-то там не получилось, и в итоге песню в фильме исполнил Элтон Джон, он же исполнил там и клавишную партию, и сделал это замечательно. А вот «Pinball Wizard» прозвучали в исполнении самих «The Who»

 

И в завершение скажу о том, что «Тоmmy» имел такой успех, что в 1970 году в Канаде даже сделали хореографическую постановку, превратив рок-оперу в рок-балет, а ещё через год в Сиэтле состоялась полноценная симфоническая постановка этой рок-оперы. И наконец в 1975 году был снят фильм с Роджером Долтри в главной роли. И ещё один наконец – в 1991 году появился бродвейский мюзикл «Tommy», над которым поработал и Пит Таунсенд. Мюзикл шёл до 1995 года и даже присутствовал на шекспировском фестивале в Стратфорде в 2013 году. Так что первая в мире рок-опера живёт на сцене до сих пор!

 

Мы существуем на изломе,
хотя и думаем – царим,
мы все живём, как мальчик Томми –
хоть слышим, зрим и говорим.
Храним мы снимки не в альбоме,
а в гóдах – среди наших вех.
Внутри у каждого свой Томми –
один на всех.
Один на всех…

 

♫ Cлушай, друг, полную концертную версию рок-оперы «Tommy:

 

https://www.youtube.com/watch?v=hROBn23v_f8

 

◙ А здесь – весь фильм Кена Рассела:

 

https://www.youtube.com/watch?v=bAYmR79qCoE&list=RDbAYmR79qCoE&start_radio=1

 

ДЛЯ ПОДПИСЧИКОВ (в  момент получения рассылки): Если захочешь написать свой комментарий на это произведение, кликни ещё раз выделенный над иллюстрацией заголовок!

 

The Who. Tommy: 9 комментариев

  1. Не люблю я эти высосанные из пальца трагедии, хоть про исусика, что ещё про что.
    Извини уж…

    • Не могу согласиться: это тоже самое, что смотреть “Лебединое озеро” с либретто в руках, читать его по ходу пьесы, а потом сказать: смысл какой-то не тот, текст не нравится. Тоmmy прежде всего музыка и слова, как и положено любой опере, а содержание вообще может быть любым, и даже разным для разных людей. Неважный из тебя слушатель, невнимательный )))

      • Вот-вот: слов не знаю и не собираюсь наглийский учить…
        Достаточно и описания выше: наглийский вояка, типа герой воскрес, жена йопаря завела, а он его завалил, тут -то и началась ещё более жуткая жуть и страдания страдальца.
        ….
        А хорошая новость в том, что загнал я уведомления с твоего сайта в “спам” и вроде всё затихло.)

          • Не боись: почта так же всё остаётся, как и было. На твой сайт захожу сам, регулярно проверяю и то и другое. И уже проверил, ненужный коммент в спаме.(Кстати, спам я тоже проверяю, чего туда система сбрасывает.)
            Ну, бывает, когда на дачу приходится мотаться, тогда пауза бывает.
            А что делать? Жрать-то надо, всего не укупишь, не буржуй потому что, а так у меня там половина картошки на зиму растёт, тыквы, большой куст ирги…

          • «Большой куст ирги». Так мог бы называться роман Франсуазы Саган… )))

          • Поедем через неделю по погоде, наверное.)))

          • Мало толку в огороде,
            и сегодня не впервой
            едем, едем по погоде,
            как по тракту, за иргой!
            )))

          • Посадил у дома тоже
            два отростка небольших
            И когда-нибудь, быть может,
            будет урожай на них!
            )))

Оставить комментарий на Владимир Отменить ответ

Почта (не публикуется) Обязательные поля:


7 − = 0

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>